Предыдущая   На главную   Содержание   Следующая
 
 
 
  
 

АПОСТОЛ, в Православной Церкви богослужебная книга, содержащая тексты Нового Завета: Деяния апостолов, семь соборных (т. е. не обращенных к определенному адресату) посланий апостолов Петра, Иакова, Иоанна и Иуды, четырнадцать посланий апостола Павла, обращенных к определенным общинам (римлянам, коринфянам, галатам и т. д.) или отдельным лицам (Тимофею, Титу и др.), иногда Откровение Иоанна Богослова (Апокалипсис). Объединенные общей задачей изложения основ христианского учения, эти произведения были собраны в Византийской церкви в единую книгу под общим названием 'Апостол' и являлись необходимой составной частью христианского богослужения. В византийско-славянской церковной письменности сложилось три типа Апостола: 1) так называемый Апостол-тетр (по аналогии с Евангелием-тетр), или Апостол-четий (для чтения), в котором соблюдается определенная последовательность основных частей (такая же, как в печатном Новом Завете) и содержится полный текст Деяний и Посланий апостолов; 2) Апостол-апракос, или 'Апостольские чтения', в котором тексты располагаются в том порядке, в каком они читаются во время богослужения в течение года, начиная с Пасхи; 3) Апостол толковый, в котором текст Апостола снабжен комментариями.
Апостол-четий
В Апостоле четьего типа следующий порядок частей: Деяния апостолов, послание Иакова, 1-е и 2-е послания Петра, три послания Иоанна, послание Иуды, послания апостола Павла: к римлянам, 1-е и 2-е к коринфянам, к галатам, к ефесянам, к филиппийцам, к колоссянам, 1-е и 2-е послания к фессалоникийцам (слав. солунянам), 1-е и 2-е послания к Тимофею, послание к Титу, к Филимону, к евреям, и, наконец, Откровение Иоанна Богослова. Апостол четьего типа был приспособлен (за исключением Апокалипсиса) для использования в богослужении. Весь его текст разбит на зачала, соответствующие чтению одного дня (номера зачал ставятся киноварью на полях, нумерация зачал общая, всего 335 зачал). Начало и конец каждого чтения отмечены звездочкой, а внизу под чертой указываются: а) дни недели или праздники, в которые читается отрывок; б) слова, которыми начинают зачало при чтении ('Братие', 'Чадо Тимофею', 'Возлюбленнии' и др.). Кроме основного текста, в Апостол входят дополнительные статьи: предисловия к каждой из книг, так называемые 'Сказания', а также оглавления. В конце книги помещены: а) 'Сказание о антифонах и о прокимнах' (указатель апостольских чтений, прокимнов, причастных стихов и др. в подвижные дни годичного круга, начиная с Пасхи до недели Всех Святых и далее всех недель и седмиц до Великого Поста); б) 'Последование святыя Четыредесятницы' (указатели апостольских чтений в субботы и недели Великого Поста и во все дни Страстной недели); г) 'Соборник двунадесяти месяцей' (указатель чтений на все дни года в календарном порядке с первого сентября по тридцать первое августа); д) прокимны, аллилуарии и причастны воскресные восьми гласов; е) дневные; ж) общие святым; з) на всякую потребу; и) антифоны во вся дни (повседневные).
Апостол-апракос
В Апостоле-апракосе после Деяний идет Послание к римлянам, а Послания апостолов Иакова, Петра, Иоанна, Иуды перенесены в конец книги, после Послания к евреям. Апостол-апракос начинается чтением на Литургии первого дня церковного годового цикла - дня Пасхи. Первое чтение (Деяния 1:1-8) соответствует началу книги Деяний апостолов. В зависимости от состава, Апостол-апракос бывает краткий, включающий в себя чтения всех дней от Пасхи до Пятидесятницы, а начиная с Пятидесятницы - только чтения суббот и воскресений; полный, включающий чтения всех дней года (однако полный Апостол-апракос меньше по объему четьего Апостола); праздничный - краткий набор отрывков из Апостола на большие праздники.
Апостол был переведен с греческого на славянский язык в кирилло-мефодиевский период славянской письменности [сначала был переведен краткий Апракос, затем четий (Деяния и Послания) и полный Апракос].
Толковый Апостол
Толковый Апостол содержит только Послания (Деяния опущены), начиная с Послания к римлянам. Текст разбит на мелкие фрагменты, которые снабжены толкованиями (комментариями) христианских авторов: Феодора, Севира, Икумения и др.
'Апостол', напечатанный Иваном Федоровым в 1564, был первой русской печатной книгой.

О.А. Крашенинникова

 
Rambler's Top100 Долой Великого Кракена Студия web-дизайна MasterSite.ru тел.766-61-12 www.linens.ru free counters